Секции конференции

СЕКЦИЯ 1. В.А. Ядов в истории современной социологии

Руководители секции: Докторов Б.З., Козлова Л.А.
Ученый секретарь:
Шмерлина И.А.

  • Возрождение (второе рождение) социологии в СССР в 1950–1960-е гг.
  • «Шестидесятники» российской социологии: идейные истоки и убеждения, вклад в науку. Роль В.А. Ядова.
  • Ленинградская социологическая школа: рождение и современное состояние.
  • Эволюция социологических взглядов В.А. Ядова.
  • В.А. Ядов — организатор российской социологии и социологического образования.
  • Биографические исследования социологии в СССР/России.
  • Особенности и мотивы научного творчества В.А. Ядова.
  • Сотрудничество В.А. Ядова с зарубежными социологами.

СЕКЦИЯ 2. Социальные измерения
российской модернизации
в глобальном и региональном масштабе

Руководители секции: Козловский В.В., Покровский Н.Е.
Ученый секретарь: Яковлева А.А.

  • Модернизация современного российского общества: объяснительный потенциал новейших подходов.
  • Архаизация, традиционализация или трансформация российской реальности.
  • В поисках этнической, национальной, религиозной, политической идентичности российского общества в XXI столетии.
  • Парадоксы прогресса и регресса российского социума.
  • Глобальные, региональные и локальные особенности социального развития современного российского общества Место и роль социологии в меняющейся стране и мире: проблемы сохранения научного дискурса.

СЕКЦИЯ 3. Социология и идеология:
снятая дилемма или новые вызовы?
Столкновение методологии с этикой?

Руководитель секции: Черныш М.Ф.
Ученый секретарь: Мастикова Н.С.

В российской социологии проблемы профессионального этоса переживаются особенно остро. На страницах журналов и в социальных сетях ведутся непрекращающиеся споры о том, в какой точке находится российская общественная наука, в чем ее успехи и неудачи, где границы вовлеченности социологов в политическую жизнь и как в этом свете выглядят наставления классиков о необходимости «свободы от ценностей», соблюдения принципов объективности в изучении социальных фактов.  Не имеющим простых ответов остаются вопросы о том, насколько морально для социолога вовлекаться в политическую борьбу или рыночные споры на стороне одного из субъектов политики или рынка.

Может ли в принципе социология быть свободной от идеологий в мире, где противоречия, геополитические или экономические, не только не исчезли, но напротив, сделались более острыми, чем в любой из предшествующих периодов за исключением периодов войн и других «горячих» конфликтов. Речь идет, по сути, о сохранении социологии как научной дисциплины, которая хотя и содержит в себе критическое направление, но неизменно стремится любые выводы подтверждать результатами исследований.  Эта проблематика более чем уместна в рамках конференции, посвященной юбилейной дате профессора Ядова, который на протяжении всей жизни верил в том, что назначение социологии в том, чтобы хранить в общественной науке дух Просвещения, направлять общество к благу, предупреждать его в его заблуждениях.

  • Каково место российской общественной науки в обостряющейся полемике о необходимости глобальной социологии в трактовке М.Буравого?
  • Что такое «публичная социология» и можно ли избежать взаимопроникновения публичной и академической сфер в науке?
  • Можно ли в принципе социолог быть свободным от идеологических пристрастий?
  • Как совместить профессиональный этос и ценностные пристрастия социолога-профессионала?
  • Может ли социология претендовать на роль прогностической науки?

СЕКЦИЯ 4. Методологический разговор 1.
Теории и понятия

Руководитель секции: Девятко И.Ф.
Ученый секретарь: Шеремет Е.П.

  • Ключевые социологические понятия и аналитические схемы: истоки и эволюция.
  • Методологические споры в классической и современной социологии: объективность; роль ценностей в социальной теории; функции социальной теории; интерпретации, законы и объяснения.
  • Современная нейронаука и социологические теории: пересечения, параллелизм, взаимные влияния.
  • Будущее социологической теории и новые подходы к данным: переосмысливая соотношение теоретического и эмпирического уровней исследования.
  • Локализуя социальное в коррелятах пространства и времени: микро-, макро-, везде или нигде?
  • Социальная онтология: индивиды, агрегаты, поля или целостности?

СЕКЦИЯ 5. Методологический разговор 2.
Методы сбора социологических данных:
современное состояние и новые направления

Руководители секции: Косолапов М.С., Пузанова Ж.В.
Ученый секретарь: Кученкова А.В.

В настоящее время в эмпирической социологии происходит консолидация различных методов и методологических направлений, связанных со сбором исходных данных, осуществляемая с целью расширения познавательных возможностей данных, получаемых с их помощью. Эта консолидация происходит:
1) внутри одного и того же метода сбора данных, например, опроса, где стали широко использоваться опросы со смешанным режимом сбора данных (mixed mode survey), как решения проблемы, когда каждый режим в отдельности в рамках одного проекта не дает возможности получать нужные данные в необходимом объеме и качестве;
2) между различными направлениями, например, получили значительное распространение исследования смешанного типа (mixed methods research), как результат «консенсуса» между представителями качественной и количественной традиций;
3) между различными направлениями и источниками сбора данных, в частности, происходит исторический переход от доминирования реактивных (контактных) методов сбора данных к широкому использованию нереактивных (бесконтактных) методов, которые активно использовались на стадии становления эмпирической социологии, но на совершенно другом информационно-технологическом уровне.
В связи с этим переходом возникают вопросы:

  • В какой мере нереактивная информация (например, получаемая из различных источников в Интернете) может заменить традиционную информацию, получаемую с помощью реактивных методов. Или, другими словами, чем, с точки возможности дальнейшего анализа, отличаются данные, полученные в результате поиска информации в Интернете (технология Online Big Data) и данные, полученные в результате традиционных социологических опросов (как офлайн, так и онлайн)?
  • Что в обозримом будущем нам может дать симбиоз традиционного реактивного опроса с нереактивными Online Big Data?
  • Каким образом должно быть организовано взаимодействие социологов и специалистов в области информационных технологий для оптимального ответа на комплекс вопросов, возникающих при использовании технологии Online Big Data — «Что ищем? Где ищем? Как ищем?», и преодоления цифрового неравенства?

На секции «Методологический разговор 2» планируется обсудить проблемы происходящей консолидация различных методов и методологических направлений, связанных со сбором исходных данных, а также другие темы, соответствующие названию секции.

СЕКЦИЯ 6.1. Новые формы социально-экономических неравенств и их отражение в массовом сознании

Руководители секций: Тихонова Н.Е.
Ученый секретарь: Слободенюк Е.Д.

СЕКЦИЯ 6.2. Динамика социально-политических перемен в стране и их отражение в массовом сознании

Руководители секций: Петухов В.В.
Ученый секретарь: Слободенюк Е.Д.

СЕКЦИЯ 7. Российское общество и власть —
социологические проблемы
реформирования властно-управленческих отношений

Руководитель секции: Тихонов А.В.
Ученый секретарь: Гусейнова К.Э.

  • Историческая обусловленность «подмены» института управления в России институтами власти и собственности.
  • Социологический мониторинг реформирования работы органов власти и управления в регионах.
  • Социология управления, как наука, изучающая проблему изменения социального порядка.
  • Исследования     работы органов власти и управления в регионах в условиях реализации ими «прорывных» проектов и цифровизации принимаемых решений.
  • Оценка проявлений субъектности населения в процессах его взаимодействия с практикой работы органов власти и управления.
  • Анализ социально-коммуникативных механизмов интенциональности в работе органов власти и управления.
  • Перспективы развития системы управления историко-культурным наследием в регионах.
  • Роль высшего образования как институционально-регулятивного фактора решения «прорывных» задач управления.
  • Влияние социокультурных факторов на отношение москвичей к Программе реновации жилого фонда.

СЕКЦИЯ 8. Трансформация социальных идентичностей
и субъектности

Руководители секции: Магун В.С., Семенова В.В.
Ученый секретарь: Окольская Л.А.

В центре обсуждений — выстраивание индивидуальных жизненных проектов, проблематика меняющихся ценностей, современных представлений о жизненном успехе и счастье, становления и модификации коллективных идентичностей.

В ходе дискуссий предполагается рассмотрение как российского общества в целом, так и отдельных коллективных акторов. В частности,  интерес представляет процесс формирования новых,  становящихся субъектов: например, как формируется идентичность  работников  IT-индустрии  или наследников бизнеса во втором поколении, или участников волонтерского движения.

  • Трансформация субъектности, формирование новых становящихся субъектов.
  • Методология изучения субъектности.
  • Становления и модификации коллективных идентичностей.
  • Выстраивание индивидуальных жизненных проектов.
  • Меняющиеся ценности, современные представления о жизненном успехе и счастье.

СЕКЦИЯ 9. «Человек и его работа» —
трансформации в сфере труда
и фокус новых исследований.
Как трансформируются взаимоотношения
между Человеком, Трудом и Капиталом

Руководители секции: Темницкий А.Л., Тощенко Ж.Т.
Ученый секретарь: Демиденко С.Ю.

  • Эволюция идей социологии труда в мировой и отечественной литературе.
  • Рынок труда: изменения, противоречия и вызовы в условиях перехода от 5 к 6 технологическому укладу.
  • Трудовая мотивация: что изменилось?
  • Прекарность труда: новые лики эксплуатации и самоэксплуатации.
  • Образ и стратегии поведения работника в условиях трансформации экономики (отношения собственности, формы занятости и цифровизации).
  • Новые требования к работнику и организации в условиях 4-й промышленной революции.
  • Социально-трудовые конфликты на предприятиях: причины и способы их разрешения.
  • Особенности регулирования труда и способы социальной защиты уязвимых групп работников (молодых специалистов и выпускников учебных заведений, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, мигрантов, (пред)пенсионеров).
  • Проблема достойного вознаграждения и справедливости в оплате труда современных работников.
  • Проблема баланса между работой и личной жизнью.
  • Фриланс и его диапазон: от свободы до вынужденной необходимости.
  • Заемный труд: новация или изощренная эксплуатация?
  • Самозанятость как форма адаптации к рынку труда.

СЕКЦИЯ 10. ГАУГН-сессия: Преподаватели, выпускники
и студенты социологического факультета
об образовании и профессии

Руководители секции: Епихина Ю.Б., Черныш М.Ф.
Ученый секретарь: Чиркова А.В.

В этом году совпали две знаменательные даты: 25-летие Государственного академического университета гуманитарных наук и 90-летие В.А. Ядова – основателя социологического факультета ГАУГН. Это хороший повод собраться в рамках «ядовской конференции» и обсудить вопросы, касающиеся социологического образования, воспроизводства профессии социолога, смены поколений в социологии, совмещения преподавательской и исследовательской деятельности.

  • Теория и практика в социологическом образовании: от гуманитарной работы с текстами к социологической практике.
  • Взаимодействие «преподаватель – студент» в контексте новейших технологий, интернет-среды и требований государственных стандартов.
  • Межпоколенческая преемственность в социологии: что этому способствует, а что препятствует в нынешнем социологическом образовании.
  • Преподавание и исследовательская практика: нужны ли исследователь и преподаватель друг другу?
  • Карьерные траектории выпускника с дипломом социолога.